06.03.2023
Рекомендации
педагога-психолога
для
педагогов «школьный буллинг»
Как распознать буллинг.
Признаки буллинга
·
Ученик на всех переменах один.
·
Он всегда один выполняет задания в малых группах.
·
Ученик приходит в класс в потрепанном виде:
разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки.
·
Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или
сидеть
в классе после уроков, чего-то выжидая.
·
Стал хуже учиться.
·
Стал хуже себя чувствовать (психосоматика).
·
С кем-то из учеников никто не хочет сидеть.
·
Группа детей стоят плотным кольцом, озираются,
возбужденно
что-то обсуждают, чувствуется агрессия.
·
Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном
дворе.
·
Старшеклассники суетятся возле туалетов младших
классов.
·
В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для
другого.
·
Те, кто сильнее физически или старше, постоянно
«просят взаймы»
у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону.
·
Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у
другого: «просит» поделиться. Ребенок просит деньги у родителей – якобы
в школе собирают на какие-то нужды.
Принципы профилактики буллинга в школе
- Известно, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех
классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог
положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может
эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников.
Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на
междоусобицы не хватает энергии.
-Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на
отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа
и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать,
чтобы класс стал более дружным и сплоченным.
·
Если
что-то испортило репутацию ребёнка, нужно приложить силы, чтобы поднять
авторитет, показать его в выгодном свете.
·
Нельзя
затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников,
презрительных замечаний в их адрес.
·
Дать
проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу
их полезность и ценность для всего класса.
·
Не
допускать, при всём классе оценивать и обсуждать неблагополучные и личные
качества ребёнка.
·
Объединять
класс совместными мероприятиями: поездки, участие в школьных мероприятиях, часы
общения, экскурсии, прогулки, игры в перемену.
·
Максимально
включать весь класс, в процесс работы, чтобы не почувствовали не
востребованными.
·
Нельзя
сравнивать способности между детьми.
·
Проводить
упражнения на совместную деятельность; учить давать отпор обидчикам, постоять
за себя.
·
Организовать
внеурочную деятельность обучающихся (занятия в кружках, секциях).
·
Организовать
дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов,
демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие),
санитарно-просветительская работа.
·
Рассказывать родителям о буллинге и позиции школы
заранее, в начальной школе!!!
Формирование у учащихся конструктивного поведения на
случай буллинга в их адрес
Дети должны уметь и быть готовы:
- рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым
они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.;
- вести себя уверенно;
- искать друзей среди сверстников и одноклассников;
- избегать ситуаций, в которых возможен боулинг;
- заниматься методично и последовательно восстановлением своей
самооценки с помощью специалиста, если нужно;
- быть настойчивым и задиристым
(хотя бы внешне);
- не надеяться (мечтать)
отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие;
- учиться использовать юмор -
самое мощное оружие против вербальной агрессии.
Неэффективные методы преодоления буллинга. (что не надо делать)
·
Перекладывать
всю ответственность на психолога
·
Переадресовать
проблему родителям
·
Провести
мероприятие, акцию – вообще что- либо единовременное и краткосрочное
·
Отправлять
участников (жертву и буллера) к директору, требовать от буллера извинений
·
Рекомендовать
жертве не обращать внимания
·
Неэффективный
вызов жалости,
·
Определение
проблемы травли как личной проблемы жертвы,
·
Долгие
объяснения случившегося,
·
Признание
правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания.
·
Последнее
— пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в
очень крайнем случае.
Эффективные методы включают:
·
Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в
школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не
сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно
будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность
поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к
происходящему.
·
Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и
их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на
второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому
действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.
·
Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость
и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для
детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и
внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны
уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по
значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.
Действия учителей
·
Не игнорировать, не преуменьшать
значение. Если в школе пришли к общему
пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то
тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается
восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно
реагировать.
·
Занять позицию. Позиция учителей не должна
быть отстраненной: «Пусть сами разбираются». Если учителю стало известно о
случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен: o занять
ясную и недвусмысленную позицию, срочно принять меры, проинформировать
родителей. o объяснить участникам ситуации буллинга, каковы психологические
последствия для жертвы этой ситуации. o попытаться добиться того, чтобы, по
меньшей мере, «наблюдатели», а по возможности и сам буллер изменили свою
позицию в отношении происходящего. При этом не стоит переходить грань и унижать
буллера. Нужно понимать, что дети - эмоционально незрелые личности, которые
только проходят процесс взросления. Если ученик постоянно самоутверждается за
счет более слабого с проявлением агрессии, это может указывать на определенные
психологические проблемы этого ребенка.
Действия
классного руководителя
1. Проинформировать педагогический
коллектив.
Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под
контроль.
2. Если ребенок подтвердил Вам в
разговоре, что он стал жертвой буллинга:
· Выслушайте и поддержите
ребенка.
· Скажите ребенку:
Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что вы
в состоянии помочь ему с его проблемой). Поблагодарите ребенка за то, что он
поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще
раз.
Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы
пытаетесь понять его чувства).
Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не
одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными
вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он
правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Ребенок нуждается в
повышении самооценки. Оцените его смелость: «Ты
проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».
3. Разговор с классом
До 12 лет проблему буллинга в школе решить
проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы
моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет
провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения
агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
После 12 лет моральные убеждения уже
сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет
взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников.
Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.
В
ходе разговора с классом следует:
·
Обсудить
с ребятами в классе случай буллинга.
Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной
для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию.
·
Вместе
обсудить имеющиеся правила противодействия и профилактики буллинга или
выработать новые правила общения и поведения. При этом активно используется
потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.
·
Обозначить
травлю как «болезнь группы».
·
Установить
твёрдые рамки и ограничения нежелательного поведения.
·
Ввести
«санкции» за подобное поведение.
·
Обеспечить
последовательное введение и осуществление «санкций».
Неправильные методы ведения беседы с
детским коллективом содержат следующие моменты: неэффективны вызов жалости,
определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения
случившегося, обвинения или наказания.
План беседы с детьми должен содержать такие
ключевые моменты:
1.
Прямота.
Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг
да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а
не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой
заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы.
Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
2.
Смена ролей.
Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы.
Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не
понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс,
здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните,
что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут
раздражать других.
3.
Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите альфам, инициирующим
насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить
лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут
коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
4.
Изучите морально-психологическую
обстановку в классе.
Проведите анкетирование и обсудите его результаты.
Анкета «У нас в
коллективе» (анонимная)
1. Сплетничают о ком-то,
распространяют ложную или непроверенную информацию.
2. Демонстрируют свое
презрение с помощью жестов или взглядов.
3. Смеются над кем-то,
плохо отзываются о человеке.
4. За чьей-то спиной
плохо говорят об этом человеке.
5. Регулярно портят
чьи-то вещи.
6. Кого-то всегда оставляют в
стороне, не принимают в группу, не приглашают на мероприятия и т. д.
5.
Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры,
дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость
буллинга.
4. Привлечение авторитетного
союзника. Сначала
надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность
буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или
взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в
то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека,
прислушиваться к нему. Если придет не такой по значимости для них учитель, вся
беседа не будет иметь смысла.
5. Пригласить родителей для беседы. В процессе беседы с родителями
следует обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, которые
свидетельствуют о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования
на эту ситуацию взрослых, в частности, родителей. Если буллинг имеет место в
начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей.
Наиболее
распространенные акты буллинга:
·
негативные
разговоры о ком-то за его за спиной
·
распространение
слухов и лживых сведений
·
обзывание
и придумывание обидных прозвищ
·
выставление
в смешном виде
·
унижающие
и обесценивающие взгляды и жесты
·
передразнивание
·
объявление
глупым («дураком»)
·
не
позволение сказать свое слово, ответить
·
изоляция
от остального классного сообщества (байкот)
·
отбирание,
прятание, повреждение школьных принадлежностей и/или других вещей, одежды
·
необоснованные
обвинения
·
пинки,
удары
·
шантаж,
вымогательство
·
сексуальные
домогательства
Прямой,
активный буллинг
Основные действия:
·
Дразнить
·
угрожать
·
обесценивать
·
оскорблять
·
унижать
·
компрометировать
·
преследовать,
причинять неприятности, мучить
Непрямой,
пассивный буллинг
Основные действия:
·
изолировать
·
вредить
репутации
·
распространять
слухи
·
отбирать
личные вещи и портить их
Особо
жестокий буллинг
·
Физическое
насилие, заставляющее жертву страдать.
·
Деяния,
граничащие с уголовно-наказуемыми.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.03.2023
Дата обновления: 06.03.2023
Дата публикации: 06.03.2023