ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА

06.03.2023



Рекомендации педагога-психолога

для педагогов «школьный буллинг»

 

Как распознать буллинг. Признаки буллинга

·         Ученик на всех переменах один.

·         Он всегда один выполняет задания в малых группах.

·         Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки.

·         Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть
в классе после уроков, чего-то выжидая.

·         Стал хуже учиться.

·         Стал хуже себя чувствовать (психосоматика).

·         С кем-то из учеников никто не хочет сидеть.

·         Группа детей стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно
что-то обсуждают, чувствуется агрессия.

·         Группа детей после уроков ждет кого-то на школьном дворе.

·         Старшеклассники суетятся возле туалетов младших классов.

·         В столовой кто-то покупает на свои деньги еду для другого.

·         Те, кто сильнее физически или старше, постоянно «просят взаймы»
у младших детей или требуют дать позвонить по их телефону.

·         Один ученик отбирает спортивную форму (кроссовки) у другого: «просит» поделиться. Ребенок просит деньги у родителей – якобы
в школе собирают на какие-то нужды
.

 

Принципы профилактики буллинга в школе

- Известно, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.

-Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.

 

·         Если что-то испортило репутацию ребёнка, нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет, показать его в выгодном свете.

·         Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес.

·         Дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса.

·         Не допускать, при всём классе оценивать и обсуждать неблагополучные и личные качества ребёнка.

·         Объединять класс совместными мероприятиями: поездки, участие в школьных мероприятиях, часы общения, экскурсии, прогулки, игры в перемену.

·         Максимально включать весь класс, в процесс работы, чтобы не почувствовали не востребованными.

·         Нельзя сравнивать способности между детьми.

·         Проводить упражнения на совместную деятельность; учить давать отпор обидчикам, постоять за себя.

·         Организовать внеурочную деятельность обучающихся (занятия в кружках, секциях).

·         Организовать дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие), санитарно-просветительская работа.

·         Рассказывать родителям о буллинге и позиции школы заранее, в начальной школе!!!

 

Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в их адрес

Дети должны уметь и быть готовы:

- рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.;

-  вести себя уверенно;

- искать друзей среди сверстников и одноклассников;

- избегать ситуаций, в которых возможен боулинг;

- заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно;

-  быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне);

 - не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие;

-  учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агрессии. 

 

Неэффективные методы преодоления буллинга. (что не надо делать)

·         Перекладывать всю ответственность на психолога

·         Переадресовать проблему родителям

·         Провести мероприятие, акцию – вообще что- либо единовременное и краткосрочное

·         Отправлять участников (жертву и буллера) к директору, требовать от буллера извинений

·         Рекомендовать жертве не обращать внимания 

·         Неэффективный вызов жалости,

·         Определение проблемы травли как личной проблемы жертвы,

·         Долгие объяснения случившегося,

·         Признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания.

·         Последнее — пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в очень крайнем случае. 

Эффективные методы включают:

·         Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.

·         Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.

·         Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.

Действия учителей

·         Не игнорировать, не преуменьшать значение. Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать. 

·         Занять позицию.  Позиция учителей не должна быть отстраненной: «Пусть сами разбираются». Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен: o занять ясную и недвусмысленную позицию, срочно принять меры, проинформировать родителей. o объяснить участникам ситуации буллинга, каковы психологические последствия для жертвы этой ситуации. o попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере, «наблюдатели», а по возможности и сам буллер изменили свою позицию в отношении происходящего. При этом не стоит переходить грань и унижать буллера. Нужно понимать, что дети - эмоционально незрелые личности, которые только проходят процесс взросления. Если ученик постоянно самоутверждается за счет более слабого с проявлением агрессии, это может указывать на определенные психологические проблемы этого ребенка.

Действия классного руководителя

1. Проинформировать педагогический коллектив. Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

2. Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга: 

· Выслушайте и поддержите ребенка. 

· Скажите ребенку:

Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.

Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы пытаетесь понять его чувства).

Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).

Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Ребенок нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость: «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло». Хочу такой сайт

3. Разговор с классом

До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.

После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.

            В ходе разговора с классом следует: 

·         Обсудить с ребятами в классе случай буллинга.

Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию. 

·         Вместе обсудить имеющиеся правила противодействия и профилактики буллинга или выработать новые правила общения и поведения. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.

·         Обозначить травлю как «болезнь группы».

·         Установить твёрдые рамки и ограничения нежелательного поведения.

·         Ввести «санкции» за подобное поведение.

·         Обеспечить последовательное введение и осуществление «санкций».

 

Неправильные методы ведения беседы с детским коллективом содержат следующие моменты: неэффективны вызов жалости, определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения случившегося, обвинения или наказания.


План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

1.      Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.

2.      Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.

3.      Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.

4.      Изучите морально-психологическую обстановку в классе. Проведите анкетирование и обсудите его результаты.

Анкета «У нас в коллективе» (анонимная)

1. Сплетничают о ком-то, распространяют ложную или непроверенную информацию.

2. Демонстрируют свое презрение с помощью жестов или взглядов.

3. Смеются над кем-то, плохо отзываются о человеке.

4. За чьей-то спиной плохо говорят об этом человеке.

5. Регулярно портят чьи-то вещи.

6. Кого-то всегда оставляют в стороне, не принимают в группу, не приглашают на мероприятия и т. д.

5.      Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.

4. Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет не такой по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.

5. Пригласить родителей для беседы. В процессе беседы с родителями следует обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, которые свидетельствуют о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования на эту ситуацию взрослых, в частности, родителей. Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей.

 

Наиболее распространенные акты буллинга:

 

·         негативные разговоры о ком-то за его за спиной

·         распространение слухов и лживых сведений

·         обзывание и придумывание обидных прозвищ

·         выставление в смешном виде

·         унижающие и обесценивающие взгляды и жесты

·         передразнивание

·         объявление глупым («дураком»)

·         не позволение сказать свое слово, ответить

·         изоляция от остального классного сообщества (байкот)

·         отбирание, прятание, повреждение школьных принадлежностей и/или других вещей, одежды

·         необоснованные обвинения

·         пинки, удары

·         шантаж, вымогательство

·         сексуальные домогательства

 

Прямой, активный буллинг

Основные действия:

·         Дразнить

·         угрожать

·         обесценивать

·         оскорблять

·         унижать

·         компрометировать

·         преследовать, причинять неприятности, мучить

 

Непрямой, пассивный буллинг

Основные действия:

·         изолировать

·         вредить репутации

·         распространять слухи

·         отбирать личные вещи и портить их

 

Особо жестокий буллинг

·         Физическое насилие, заставляющее жертву страдать.

·         Деяния, граничащие с уголовно-наказуемыми.

Просмотров всего: , сегодня:

Памятка для педагогов _Школьный буллинг_.docx (скачать)

Дата создания: 06.03.2023

Дата обновления: 06.03.2023

Дата публикации: 06.03.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».